О ПИТАНИИ И ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ПОСЕЩЕНИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ И ПРИЧАЩЕНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом:
∙ «сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
∙ «варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;
∙ «разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
∙ «разрешение на рыбу».

Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).

В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

Читать далее

Просмотры (11)

Второго февраля в храме всех святых, в земле Российской просиявших была отслужена панихида в память об убиенных воинах.

Второго февраля в храме всех святых, в земле Российской просиявших была отслужена панихида в память об убиенных воинах.

Просмотры (3)

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА.

Возлюбленные о Господе архипастыри,
всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф. 4, 3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми.

Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаём удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряжённом ожидании обещанного Господом Примирителя (Быт. 49, 10): Царя праведного и спасающего (Зах. 9, 9), на имя Которого будут уповать народы (Ис. 42, 4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времён, Младенец родился нам (Ис. 9, 6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Любовь Божия, превосходящая разумение (Еф. 3, 19), послала в мир не ходатая, не ангела, не сильного и могущественного правителя, как думали люди, — Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла.

Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель — Царь царей и Владыка Вселенной — явился миру не под торжественные звуки трубного гласа (Пс. 150, 3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими посмотреть, что случилось (Лк. 2, 15).

В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет «в пределах унижения показать образ добродетели», — размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая не ищет своего (1 Кор. 13, 4–5), не выставляет себя напоказ и не требует почёта и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби. «Именно поэтому, — продолжает вселенский учитель Церкви, — Господь принимает моё тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, даёт мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни» (Слово на Рождество Христово). В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни — Самого Господа, из Которого всё, Им и к Нему (Рим. 11, 36).

Любовь — настоящая причина и движущая сила Божественных поступков. Он привёл в бытие мир и сотворил человека, щедро наделив его дарами. По любви пришёл спасти его, когда тот отпал от общения со своим Творцом. По предназначению Создателя весь смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы и мы любили друг друга (Ин. 14, 34). Но как этого достичь в мире, где столько зла и ненависти? Для этого прежде всего необходимо открыть и отдать своё сердце Богу. Только Он может изменить и расширить его, чтобы оно, ныне такое немощное и ограниченное, стало способным вместить в себя и ближних, и дальних, и благотворящих, и обидящих нас — всех тех, кого мы призваны любить по заповеди Христовой, подражая в совершенстве нашему Небесному Отцу (Мф. 5, 48).

Склоняясь в молитве перед Новорожденным Богомладенцем, подумаем, а какой же дар предложим Владыке Вселенной? Может ли быть вообще нечто достойное и соразмерное величию Превечного Творца? Да, есть такой ценный дар, которого более всего желает Господь: наше смиренное, любящее и милующее сердце. Будем же прославлять Воплотившегося Христа не только прекрасными песнопениями и поздравительными сообщениями, но прежде всего — добрыми делами. Поделимся светлой рождественской радостью с нуждающимися, согреем нашей заботой ближних, посетим больных и обременённых скорбями. Утешим и поддержим унывающих, покроем молитвой всех в смятении и печали сущих.

Великая спасительная сила любви исцеляет равнодушие и злобу, врачует ненависть и обиды. Она смягчает нравы ожесточённых и исправляет многие кривизны общественных отношений! Если будем поступать так, воистину исполним своё высокое христианское призвание, ибо этим излиянием любви, по слову преподобного Исаака Сирина, мы уподобляемся Богу (Слова подвижнические. 48).

Тайна Боговоплощения — это тайна реального присутствия Бога в мире. Апостол и евангелист Иоанн, прозревая жизнь будущего века, свидетельствует о всецелом пребывании Господа с людьми: «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 3). Однако эта неизреченная тайна Божественного присутствия начинает осуществляться уже здесь, на земле, ибо с Рождеством Спасителя исполнилось время и приблизилось Царствие Небесное (Мк. 1, 15). Мы зримо входим в эту реальность, образуя Единую Святую Церковь Христову, чрез Которую все мы, мои дорогие, являемся посланниками и представителями сего Вышнего Царствия любви. Это удивительное и глубокое переживание «с нами Бог» составляет сущность тáинственной, сокровенной жизни Церкви.

Будем помнить о том, что, если Сам Вседержитель — Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр. 22, 13) — заключил в Свои объятия человеческую историю и обещал пребыть с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), то нам нечего страшиться и бояться тревожных обстоятельств нынешнего времени. Откликаясь на великую любовь Спасителя, научимся же полностью вверять себя Господу и уповать на Его благой Промысл, дабы и до Второго славного пришествия Христова даже до последних земли (Ис. 8, 9) с дерзновением и радостью свидетельствовать, яко с нами Бог!

КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово
2023/2024 г.

Просмотры (1)

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВОЛГОГРАДСКОГО И КАМЫШИНСКОГО ФЕОДОРА.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВОЛГОГРАДСКОГО И КАМЫШИНСКОГО ФЕОДОРА.

Возлюбленные о Господе всечестные пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю Вас с великим и светозарным праздником Рождества Христова!

Ныне воссияла миру Вифлеемская звезда, сбылось то, о чем так долго возвещали древние пророки, то, чего так сильно чаяли ветхозаветные праведники — пришел на землю Примиритель, Которому покорятся все народы. В холодную зимнюю ночь, в убогой пещере, предназначенной для скота, лишенной обыкновенных благ цивилизации, не сказать, что в недостатке комфорта, но в крайней нищете, – рождается Богомладенец Христос от Пречистой Девы Марии. «Приняв образ раба, сделавшись подобным человекам», Сын Божий входит в самые недра земного бытия, чтобы исцелить и спасти Свое возлюбленное создание от смертельной язвы греха и возвести в лоно Небесного Отца. «Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде», — поется в стихире на вечерне праздника Рождества. Совершается то, что по-гречески именуется «кенозис», а по-славянски – «истощание, самоумаление». Бог хочет быть с человеком и потому Сам становится Человеком. Он умаляется, чтобы разделить все тяготы и страдания человеческой жизни, быть мучимым, уязвленным, беспомощным, смиренным, распятым и, наконец, убитым. Бог по неизреченной своей любви к нам нисходит даже в самые глубины ада, чтобы победить смерть и диавола и даровать Своим Воскресением вечную жизнь всем умершим во Адаме. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — учит апостол Павел. Отныне никто из людей не может сказать: «Бог слишком далеко от меня. Я так низко пал, а Он так высоко». Божественный Логос, рождаемый в вечности от Бога Отца в Своем вочеловечивании «нам показал, что нет такой бездны, которая для Него слишком глубока, — убеждает митрополит Антоний Сурожский, – нет такой обездоленности, которая превосходит Его способность… отдать всего Себя до конца, чтобы поделиться с нами тем, что Он Сам есть: Жизнь вечная, вечная Радость, Сияние и Свет, Истина и Торжество».

Преклоняясь пред смиренным величием тайны Боговоплощения, обратим свой сердечный взор к Вифлеемской пещере. Овечьи ясли, где родился Христос, становятся центром всего мироздания. Рядом с Творцом пребывает все Его творение — и люди, и животные, и ангелы. Во Христе примиряется всякая тварь, видимый мир и невидимый. И как в яслях Вифлеема мирно сосуществовало все творение Божие, так и сегодня вокруг Христа не тесно никому, никакому народу, потому что Христос есть Истинный Примиритель людей с Богом и друг с другом. Ибо благоугодно было Отцу, … чтобы посредством Христа примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное — читаем мы в послании к Колоссянам.

Бог наш — есть Бог мира, и Он желает, чтобы люди имели мир в себе, мир между собою и вокруг себя. «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны», — учит Первоверховный Апостол. От нас, христиан, Бог ждет, чтобы мы восприняли дарованный Им мир через подвиг веры и покаяния и удержали, сохранили окружающий мир от греха. От нашего внутреннего состояния во многом зависит и внешнее положение вещей – мир гражданский и мир политический. «Стяжи дух мирен, — увещевает нас преподобный Серафим Саровский, — и тысячи вокруг тебя спасутся». А как стяжать мирный дух нам объясняет Сам Божественный Учитель: «Возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Смирение, мир и покой – понятия тождественные друг другу. По слову Игнатия Брянчанинова: «Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения; он – действие смирения и причина этого действия».

В конце Божественной Литургии священник, выходя из алтаря, произносит возглас: «С миром изыдем». Это значит, что все мы, исходя из храма, приобщившись Божественной благодати, должны быть в мирном союзе нашей совести, сердца, ума и воли. Этот мир благодатный, мир Христов, нам нужно нести в себе и предвозвещать о нем всей вселенной. «Мы – посланники от имени Христова, — говорит Апостол Павел, — и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Таких провозвестников называют миротворцами, им обещано от Бога блаженство – состояние высшего блага в будущей жизни: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Иоанн Златоуст пишет, что «Христос … требует, … чтобы мы примиряли несогласия других, так как и дело Единородного Сына Божьего состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее».

Ныне небо соединилось с землей. Небесные ангелы торжественно воспевают: «Слава в вышних Богу и на земле мир…». Внимая им в сию Рождественскую ночь, пребудем в мире, моя возлюбленная паства! Принесем в дар Божественному Младенцу наши чистые и кроткие сердца, дабы благодать Божия и мир Христов поселились и действовали в них. Пусть дипломаты и политики примиряют народы, директора и руководители – вверенные им коллективы, в семьях наступит согласие и каждый из нас умирит свои греховные страсти. Это и будет лучшим подарком, который мы можем сделать Рождшемуся Спасителю. Аминь.

Божиею милостию, смиренный
+ФЕОДОР

Митрополит Волгоградский и Камышинский
Рождество Христово 2023 / 2024 г.
г. Волгоград

Просмотры (3)

19 ДЕКАБРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ.

Родился будущий святитель около 280 года в городе Патары Ликийской области, что на южном побережье Малоазийского полуострова. Назидаемый благочестивыми родителями, достойно провел он детские годы: отличался серьезностью и спокойствием, полюбил церковную службу, открыл бездну премудрости в книгах Священного Писания. По совету дяди – епископа Патарского Николая – с юных лет решил посвятить себя Церкви и вскоре был возведен в церковную степень чтеца, а затем рукоположен в сан пресвитера. Так начинался его евангельский подвиг – благовествования слова Божия.

После смерти родителей он раздает все имущество нищим, помогает нуждающимся, стараясь делать это в тайне. Так, вовремя оказав содействие одному разорившемуся человеку, он помог выдать замуж его дочерей, которых отец, отчаявшись, готов был отправить торговать своим телом.

Важной вехой в жизни святого Николая стало его паломничество в Иерусалим. Поклонившись святыням, он, как и многие другие, возжелал было понести подвиги отшельничества в палестинской пустыне. Но Господь судил иначе и во сне открыл Николаю Свою волю – совершать предназначенное ему служение на родине. Во время этого путешествия уже проявилась его чудесная сила: дважды, на пути в Святую Землю и обратно, бурное море препятствовало корабелам, и оба раза святому Николаю удалось укротить стихию, а также сохранить невредимым упавшего с мачты матроса.

Избегая людской славы, святой Николай решил вернуться не в родной город, где его хорошо знали, а в Миры – главный город Ликийской области. Случилось так, что в то время там собрались епископы для избрания нового архипастыря. И по воле Божией им стал святой Николай. Столь неожиданное возвышение весьма смутило молодого пресвитера, но для укрепления в служении ему было послано видение, в котором Господь Иисус Христос вручил ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возложила на него святительский омофор (это сюжет часто встречается на Никольских иконах).

Жизнь святителя мало чем изменилась. Скромность и простота; труд, пост, молитва; помощь всем – богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым; и главное – забота об исцелении от греховных язв. Претерпел святитель и тюремное заключение во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом. Был участником I Вселенского собора, где, не стерпев богохульных речей еретика Ария, наградил его пощечиной, за что на короткое время был лишен епископского сана и взят под стражу. Избавленный от этого наказания чудесным заступничеством Спасителя, он и сам неоднократно выводил из заточения плененных и спасал невинно осужденных на казнь.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости где-то между 345–351 годами, но не оставил своим попечением весь христианский мир. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи святого были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.

Прожив жизнь, полную забот и трудов, он и после блаженной кончины своей продолжает помогать людям, оказавшимся в тяжелом положении. С каждым он делится частицей своего богатого жизненного и духовного опыта. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или смерти, об укреплении и чистоте православной веры… Всего перечислить невозможно. Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы. Благодаря этой неоскудевающей всеохватной помощи, которую он оказывал и оказывает, благодаря неустанному молитвенному предстательству пред Богом за весь мир, Николай Чудотворец стал личностью поистине легендарной.

Тропарь святителю Николаю: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Просмотры (1)

МЫ НЕ СМОЖЕМ НАЙТИ ПОКОЯ, ПОКА НАШЕ СЕРДЦЕ НЕ ОБРЕТЕТ БОГА.

 

МЫ НЕ СМОЖЕМ НАЙТИ ПОКОЯ, ПОКА НАШЕ СЕРДЦЕ НЕ ОБРЕТЕТ БОГА.

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали Евангельское повествование о гадаринском бесноватом. По-настоящему бесноватых, когда нечистый дух или несколько нечистых духов входят в человека и устраивают там свое жилище, а человек становится уже им подвластным, не так много. Но искушения от лукавого каждый из нас претерпевает постоянно.

Большие и малые лукавые демоны пытаются нас обольстить и сбить с фарватера – с пути спасения. Апостол Павел говорит: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф.6:12).

Начальства и власти, о которых говорится в этом отрывке, – это не земные начальники, это небесные чины. Апостол говорит, что после разделения на Небе, когда отпал Денница и вместе с ним около трети всего ангельского мира, то они отпали по всей иерархической вертикали. Среди них и самые малые, простые ангелы, есть и архангелы, и те, которые предстояли у огнезрачного Престола Господня. Каждый из них, хоть и отпал от Божественной любви, но имеет особую силу в зависимости от чина.

Наша брань не против плоти и крови – не против людей, наших ближних, а против этих демонов, которые стоят за каждой враждой, за каждой ссорой, за каждой неурядицей. Они очень любят прятаться за человеческие спины, любят сталкивать нас друг с другом. Мы думаем: «Какой плохой человек, как он нехорошо сказал, как плохо поступил!» На самом деле он не сам по себе так поступил или сказал, а был побуждаем, искушаем лукавым демоном. Может быть, и не одним.

Бывает, что целый легион, порядка тысячи этих нечистых духов подступают к человеку: в зависимости от того, какую жизнь он ведет. Но, оставаясь сокрытыми от наших глаз, они бывают неузнанными, и вся наша злость, наш гнев обращается не на борьбу со страстями в нашем сердце, а сокрушает голову ближнего. От этого великая радость бывает у дьявола – у него получилось не только искусить и ввести в грех одного, не только остаться в тени, но и посеять вражду, которая нескоро врачуется, и дальше продолжается. У некоторых народов даже передается из рода в род, из поколения в поколение.

Святые отцы говорят, что искушения у людей неверующих и у нас, христиан, разные, потому что сам ум наш освящен и молитвой, и таинством Крещения, и благодатью Духа Святаго, и самой мыслью о Боге. Соответственно отличается всё восприятие окружающего мира, и мира внутреннего, душевного.

Мы с вами должны помнить, что эта брань против духов злобы поднебесной никогда не прекращается. Пока человек живет и дышит, они всегда будут рядом и будут сеять помыслы – или тонкие, или грубые плотские. До тех пор, пока человек не уступит и не согрешит, или наоборот – не укрепится в вере чистого исповедания и не разгонит демонов силою Господа нашего Иисуса Христа, призвав Его в своих молитвах.

Когда посрамленный дьявол уходит от человека, то, по слову Евангелия, не может покоя себе найти. Его гордость уязвлена: как же это он потерпел поражение?! Он блуждает, скитается в своей нескончаемой злобе и думает, как бы ему все-таки победить христианина? Что же он делает? Он ищет семь злейших, сильнейших себя демонов и уговаривает их пойти и совершить то, что не получилось у него.

Если за это время человек не укрепил свой внутренний мир, не наполнил свое сердце благодатью Духа Святаго, добрыми делами, то пришедшие нечистые силы находят дом пустым – выметенным, чистым, но никем не занятым. Это самое страшное для человека. Тогда они вселяются уже не по одному, а все вместе. «…и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:45) — говорит Христос.
Наша жизнь должна проходить с осознанием этой постоянной борьбы. Эта борьба возможна при неоскудном внимании к себе, к своему сердцу, стремлениям, мечтам, к своим мыслям, и конечно – к словам, поступкам и действиям.

Человек, который живет беспечно, впадает в руки обольстителя довольно легко, потому что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8) и поглощает тех, кто потерял бдительность, и кто живет без опаски. Потому и говорит нам с вами святой пророк Божий и псалмопевец Давид, что «начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10).

Мы должны жить, боясь огорчить Бога, нарушить Его Божественную заповедь любви, боясь от этой любви отпасть. Когда мы этот страх теряем, теряем и любовь, и Бога. Так бывает и в жизни семейной, так бывает и на производстве: когда человек только начинает работать, он боится сделать что-то не так, он хочет показаться всем хорошим, правильным, а потом он этот страх теряет, он привык и начинает совершать одну за другой ошибки, показывать себя, свой характер, свой гонор. Потом получает по заслугам.

Чтобы у нас не произошло самой страшной ошибки – разрыва в отношениях с Творцом, будем ограждать себя крестным знамением, благодатными словами молитвы, всегда пребывать в поиске Бога. А того, что мы Его, как нам кажется, нашли, совсем недостаточно. Это как тень того, к чему нас Господь призывает.

Если мы еще мятемся в нашей жизни, если сердце наше неспокойно, это только потому, что оно еще не нашло, не обрело в полноте Бога, ибо Он, по словам блаженного Августина, создал нас для Себя, и мы не сможем найти покоя, пока наше сердце Его не обретет.

Всех вас, возлюбленные с сегодняшним днем паки и паки поздравляю.

12 ноября 2023 г.
Храм Всех святых, в земле Российской просиявших
Волгоград

Просмотры (7)

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 60-летием со дня рождения отец Игорь Малов удостоен ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени.

 

В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Александровского округа, настоятель храма протоиерей Игорь Малов, благочинный приходов Бекетовского округа протоиерей Алексий Зимовец, благочинный приходов Сталинградского и Северного благочиний иерей Олег Иващенко, протоиерей Александр Лактионов, иерей Владимир Пономаренко, иерей Олег Солопин.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Галины Журавлевой.

Проповедь перед Причастием произнес иерей Владимир Пономаренко.

В завершении богослужения митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 60-летием со дня рождения отец Игорь Малов удостоен ордена Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени.

Просмотры (42)