4 декабря — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – второй двунадесятый праздник Церковного года, посвященный Царице Небесной. Сведений об этом событии, как и о Рождестве Пречистой Девы, нет в канонических Евангелиях. Мы узнаем о нем из предания Святой Церкви.
Родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, до глубокой старости не имевшие детей, не теряли надежды и долгие годы молили Бога о даровании им ребёнка, пообещав при этом непременно отдать его на служение Богу. За терпение, великую веру, любовь к Богу и друг к другу под конец жизни Господь посылает им дочь, которую назвали Марией.
Когда Марии исполнилось три года, Её праведные родители исполнили обет. Одев дочь в лучшие наряды, в сопровождении родственников и юных дев, с зажжёнными свечами торжественно привели дитя в Иерусалимский храм.
Неожиданно для всех трёхлетняя Мария легко самостоятельно взошла к храму, преодолев пятнадцать высоких каменных ступеней. Совсем удивительным было то, что первосвященник Захария – по преданию, отец будущего пророка и предтечи Господня Иоанна, ввёл Её не только в святилище храма, где могли находиться одни священники, но во Святая Святых, куда мог входить только он сам с жертвенной кровью один раз в год. Здесь некогда стояла величайшая святыня — ковчег Завета, содержавший скрижали, полученные от Бога на горе Синай великим пророком Моисеем, жезл Аарона и сосуд с манной.
Иоаким и Анна, исполнив обещание и, вручив свою дочь воле Отца Небесного, принесли Ему жертву благодарения и возвратились домой, а Мария осталась жить при храме.
Слыши, дщи и виждь, и приклони ухо твое и забуди люди твоя и дом отца твоего и возжелает Царь доброты твоея (Пс. 44:11) – так пророчески восклицал царь Давид. И вот пришло время исполниться тайне, предопределённой Богом – чистейшая отроковица входит во Святая Святых, чем являет прообраз возвращения к Богу человеческого рода, отступившего от Него множеством грехопадений.
Там вместе с другими девочками Мария изучает Закон Божий, читает Священное Писание, занимается рукоделием, пребывая в постоянной молитве.
Вся обстановка, характер обучения и воспитания побуждали к глубокому благоговению перед Богом. Духовно возрастая, Она Сама становится Святая Святых, способной вместить Бога. Войдя туда, куда никому нельзя было входить, Она как бы наполнилась присутствием Божиим, и Сама стала Храмом, вместилищем для Божественного Младенца. Не случайно с этого праздника в православных храмах начинают петь «Христос Рождается, славите…»
По преданию, Дева Мария прожила в Иерусалимском храме до 12 лет. По закону Ей полагалось покинуть храм и вступить в брак, но Она объявила о своём решении сохранить чистоту и остаться Девой. Тогда в результате особого жребия Марию обручили престарелому вдовцу плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Замужество было формальным, так как Иосиф просто становился опекуном юной Марии, дабы Она сохранила Свой обет.
Земная жизнь Богородицы от рождения до кончины окутана глубокой тайной и святостью. Ее посвящение Богу стало продолжением осуществления божественного замысла Творца для спасения человеческих душ через последующее рождение Иисуса Христа. В церковных песнопениях этот праздник именуется предвестником Божия благоволения к людям.
С другой стороны, этот праздник посвящён детям, их безгрешности, наивности и чистоте. А какими они вырастут – зависит от того, какие ценности вложим мы в их незамутнённые души. Однажды святитель Лука Войно-Ясенецкий, обращаясь с проповедью к своим прихожанам, воскликнул: «О, вы, ближние мои и любимые христиане, вспоминайте всегда святых и праведных Иоакима и Анну, так премудро воспитавших свою Богом данную Дочь. Старайтесь и для своих детей создавать благоприятные условия возрастания в святости, правде и добре!»
Просмотры (17)
