Праздник Крещения Господня называют еще Богоявлением – потому что в этот день Бог явил Себя как Троица.
Другое название этого праздника, которое мы встречаем в богослужебных книгах – Просвещение. Господь, явившись на Иордане, просветил весь мир Собой. Ну, а самое известное событие, связанное с этим праздником, ежегодно совершающееся в православных храмах – освящение воды…
Освящать воду на праздник Крещения в Церкви принято с V века. Причём в богослужебных текстах мы встречаем упоминание о том, что «днесь вод освящается естество» — то есть освящается вся вода, во всём мире. Но освящается не сама по себе – а именно потому, что по всему миру в этот день Церковь совершает древний чин.
Крещенская вода, как известно, обладает особыми свойствами. В первую очередь, это свойства духовные. В молитве на освящении воды мы просим, чтобы всем, пьющим эту воду и окропляющимся ею, Господь послал «освящение, здравие, очищение и благословение».
Эта вода не портится в течение всего года, в отличие от обычной воды, которая через некоторое время становится непригодной для питья. О данном чуде свидетельствует еще святитель Иоанн Златоуст: «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».
Впрочем, и крещенская вода может зацвести – в ней, как и в любой воде, продолжают существовать живые микроорганизмы. В таком случае её следует вылить в непопираемое место. Не нужно видеть в этом какое-то предвестие несчастий. Однако, возможно, стоит задуматься – не показывает ли таким образом Господь, что нам необходимо что-то исправить в жизни?
Люди, настроенные атеистически, нередко пытаются объяснить чудесные свойства Крещенской воды естественными причинами. Например, говорят, что вода не портится, так как священник погружает в неё серебряный крест, и она тем самым ионизируется. По этому поводу есть такая, можно сказать, православная задачка: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — десяти метров, скорость течения — 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду — деревянный?». Ответ очевиден.
В советское время люди, жившие далеко от храмов, в день Крещения набирали воду из-под крана или из реки. И, так как в этот день освящается вся вода на Земле – по вере этих людей Господь и такой воде подавал духовные свойства.
В русской традиции вода освящается два раза – в Крещенский сочельник и в день Крещения. Оба раза чин освящения совершенно одинаковый – поэтому нет никакой разницы между водой, освящённый накануне и в самый день праздника. Также совершенно неважно, в каком храме взята вода – её святость, как и святость любого церковного таинства, не зависит ни от совершающего священника, ни от древности храма. Поэтому уж настоящим язычеством является мысль о том, что «вода в семи храмах сильнее», или подобные этому рассуждения, которые, к сожалению, приходится встречать.
Крещенской воды нужно брать столько, сколько необходимо – чтобы хватило на весь год. При этом важно помнить, что эта вода – святыня, и её не следует добавлять в обычную пищу и уж тем более в ванную.
Крещенскую воду принято пить натощак.
Отдельно следует сказать о традиции купания на праздник Крещения. Традиция эта поздняя, появилась уже в постсоветское время. И, конечно же, нельзя проводить параллель между крещенским купанием и Таинством Крещения. Это купание не «смывает грехи» и вообще не является духовно важным. Если человеку очень хочется зимой залезть в воду – что ж, Церковь не препятствует этому. Но нельзя забывать и о возможных последствиях этого. И, разумеется, нельзя купаться на Крещение в нетрезвом виде – это не только опасно, но и просто кощунственно.
Несравненно важнее в этот день побывать на богослужении, подготовиться к таинству Причастия, обратить внимание на свою духовную жизнь – словом, провести праздник как подобает христианам.
Крестившийся в Иордане Господь да даст всем нам здравия – телесного, душевного и – самое главное – духовного!
Подготовил иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Просмотры (63)